О том, каким будет будущее, хоть раз задумывались все. Светлое и солнечное, где роботы не захватят мир, а станут помощниками? Или «обратная сторона Луны», с разрухой, заброшенными зданиями, порабощенным человечеством и борьбой за кусок пищи? Выбирая между утопией и реальностью киберпанковской вселенной, конечно приятнее становится от белых, светлых и чистых тонов, где навстречу идут люди и андроиды со счастливыми лицами и электронными мониторами. Но, может, все-таки главное — творить хорошее в настоящем?
Корреспондент ИА «В городе N» одна из первых в России посмотрела новую экранизацию одноименного рассказа фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед» (6+). Публикуем ее рецензию от первого лица.
Хочется сразу оговориться, фантам советского кинохита «Гостья из будущего» ничего общего ждать не стоит. Оно и понятно, прошло 40 лет, советской мечты уже давно нет, а российская пока не так прозрачна. Отмечу и то, что этот фильм — не продолжение и не ремейк телесериала 1984 года «Гостья из будущего» (6+). Это самостоятельная картина, снятая по мотивам рассказа.
Из сходств с советской классикой можно назвать разве что тягу к приключениям и смелость главных героев. Алиса остается бравой, сильной, решительной, самостоятельной девочкой, а Коля — альтруистичным и романтичным подростком. Правда, теперь он пишет хип-хоп под бит, а не слагает стихи. Думаю, это простительно, ведь строчки-то все равно о любви.
Но в далеком 1984 году в мире на сто лет вперед люди и существа дружили, были межвселенные связи, летали на флаерах, перемещались на километровые расстояния, входя в дверь троллейбуса, и воспитывали говорящих животных. А какое же прекрасное далеко в представлении наших современников?
По словам молодых актеров, сыгравших в «Сто лет тому вперед», советское кино в целом, и телесериал в частности, сейчас не особенно интересует нынешнюю молодежь, потому что он создавался для тех детей-пионеров. По духу — это совсем другое время, которое актерам прочувствовать удалось с трудом.
Ближе все-таки наша история, наши герои, — подчеркнул Кирилл Митрофанов (сыграл Фиму).
Что бы ни происходило в „Гостье из будущего“, что-то остросюжетное, лирическое, жесткое, интригующее и детективное, там всегда есть ощущение легкой элегической светлой грусти, оно пропитано тоской по чему-то. И так существуют актеры, и так работает музыка, и так работает динамика. И это очень прикольно. Но сейчас это неповторимо, — размышлял Марк Эйдельштейн (Коля Герасимов) перед премьерой в Нижнем Новгороде.
Но доскональная копия и не требуется. «Сто лет тому вперед» таковой не является. Героям нового фильма точно не до страданий. Их уже буквально после первых десяти минут уносит в экшн, где события происходят с космической скоростью.
Действие разворачивается в наши дни, в 2024 году. Обычные школьники из обычных семей. Они интересуются компьютерными играми, отношениями с одноклассницами, слушают современную музыку. И в принципе их жизнь наверняка пошла бы своим классическим заурядным ходом. Но именно в тот момент, когда у Фимы на кону турнир по киберспорту, а Коля влип в любовную историю с одноклассницей, два друга обнаруживают космион (интересный факт: это реально существующая в исследованиях ученых-физиков частица экзотической материи, которую можно описать как некую компактную «чернуюдыру»). Именно за ним охотятся пираты, и дети дают бой. Причем Глот (в исполнении Юры Борисова) — самое алчное и жестокое существо в межвременном и пространством континууме — противостоит буквально силе любви, поддержки и дружбе.
Если вернуться к образу будущего, в 2124 год, то теперь оно не картонное и бутафорное, а снятое в «полях» или на хромокее. В целом говорить о российском кинематографе всякий раз приходится с опаской, в том числе если дело касается спецэффектов. Новая экранизация визуально не отвращала. Наоборот, показала разные продуманные вселенные. Некоторые сцены снимались на поле для гольфа, а созданными с помощью графики были архитектура будущей Москвы и огромные летающие футуристичные аппараты. Художники со вкусом создали миры будущего, показав отсылки к «Бегущему по Лезвию», где-то бэтменовскому Готэму, встроенному экшену из компьютерных игр, lofi и, конечно, культуры аниме и комиксов.
Графика и созданные декорации бесспорно дают эффект присутствия. Возможно, потому что действия в городе, светлом и темном будущем и школе, снимались в отстроенных многоэтажных декорациях двух павильонов (тайны закулисья приоткрыл Эйдельштейн). Реалистичности добавляли капающие масло, вонь, пыль и вода, которые полностью погрузил в среду хаоса актеров.
Очевидно влияние увлечения подростков компьютерными играми и жесткостью, возросшей в мире. Из двух с половиной часов в фильме наибольшую часть времени занимают драки, бои и размахивание оружием. В этом смысле картина смотрит в строну голливудских блокбастеров и приключенческих сериалов со сверхподростками на Netflix. Тут тебе и ботаник, и мажор, и первая красавица школы, и обаятельный хулиган, который всех спасет, ну и, конечно, новенькая и страненькая девочка.
Вообще, отдельно хотелось бы отметить эту плеяду подрастающих актеров российского кинематографа, с которыми, кстати, удалось пообщаться незадолго до премьеры. Это обаятельные, шутливые, рассуждающие и мечтающие люди. В фильме Коля, Фима, Алтухина, Алиса и Витька из одиннадцатиклассников превращаются в пятерку героев. И их суперсилой являются любовь и сплоченность, твердое слово и нерушимость обещаний.
Родители Алисы (Виктория Исакова и Константин Хабенский) безусловно любят дочь и горды за нее. Вместе с этим от обоих исходит напряжение и постоянное беспокойство. И не только за Алису, а за мир, спасение всего человечества.
Наверное, уже стало модным ругать Александра Петрова за однотипные роли крутых пацанов, но здесь его образ Весельчака по-хорошему забавляет. Правда, джокерский сумасшедший смех присутствует примерно столько же, сколько и его реплики. Кто кого в итоге пересмеет? А вот Юра Борисов (его напарник) воплотил образ внеземного интеллигентного, но подлого и кровожадного существа.
Приятным и трогательным бонусом в конце для зрителей звучит песня из оригинального фильма «Прекрасное далеко» советского композитора Евгения Крылатова.
Знаю, что по привычке зрители будут сравнивать советскую и современную экранизацию. Но хочу сказать, что каждое поколение видит будущее по-разному, исходя из своего настоящего. Тогда в 1984 был только утопический мир и светлый мир. Сегодня нам дают выбрать две стороны, но какая же победит? Ответ на этот вопрос ищите в кинотеатрах с 18 апреля (спойлерить не буду).
Комментарии (0)